Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сетевая организация и гарантирующий поставщик». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В этой связи занятая некоторыми судами позиция способствует регулярному обману со стороны гарантирующего поставщика и сетевой компании тех потребителей, которые не разбираются в тонкостях электроэнергетики.
Главные задачи введения новых рыночных отношений, как на оптовом, так и на розничных рынках – это создание полноценной конкурентной среды в электроэнергетической отрасли, повышение эффективности производства электроэнергии, привлечение инвестиций для развития отрасли, и как следствие повышение надежности энергоснабжения.
Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.
Содержание:
Правила деятельности гарантирующих поставщиков
Розничный рынок электроэнергии в России сформировался в результате реформы электроэнергетики, проведенной РАО «ЕЭС России» в рамках концепции «5+5» с 2003 по 2011 год. Главными целями реформы было повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.
Ранее действовавший Федеральный закон от 24.06.1999 № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (далее — Закон № 122 ФЗ) к числу необходимых признаков банкротства такого должника относил превышение суммы кредиторской задолженности над балансовой стоимостью его имущества, включая права требования.
При этом встречаются случаи, когда суды применяют к таким поставщикам нормы § 6 гл. IX Федерального на от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее —№ 127-ФЗ) о банкротстве субъектов естественных монополий. Между тем гарантирующие поставщики де-факто не осуществляют свою деятельность в условиях естественной монополии.
Данная норма права запрещает совмещение конкурентных (сбыт, генерация) и неконкурентных (диспетчерское управление, сеть) видов бизнеса. Этот постулат является базовым в Российской энергетике, так как позволяет реализовать рыночные механизмы и свободную конкуренцию, тем самым оптимизировать цену и качество для конечного потребителя.
Передача функций сетевой компании
Особенность публичного договора состоит в том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
ОАО «Пермэнергосбыт» в соответствии с п.п. а) п. 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Пермского края.
III. Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
В свою очередь потребитель на электроэнергетическом рынке в любой части Российской Федерации имеет право на получение качественных услуг по технологическому присоединению, и качеству электроснабжения независимо от формы собственности и размера сетевой компании, оказывающей услуги.
В процессе реформирования энергетики Российской Федерации, в целях контроля за финансовой дисциплиной гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые не имеют материальных активов, изначально был предусмотрен механизм лишения недобросовестных организаций такого статуса.
В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения. Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.
В договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемом с гарантирующим поставщиком, не регулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя.
Правила работы гарантирующего поставщика на розничном рынке
После введения механизма предоставления гарантирующими поставщиками банковских гарантий отмечается значительное улучшение ситуации с долгами за электроэнергию, система финансовых гарантий, которая сейчас действует на оптовом рынке электроэнергии и мощности, должна быть распространена на розничные рынки электроэнергии.
Такое перераспределение нагрузки выгодно для всей системы – снижаются риски возникновения физического дефицита электроэнергии и введения ограничений, снижаются темпы износа оборудования. При этом для потребителя конкурентная среда в сбытовой деятельности приведет к повышению качества услуг сбытовых компаний, а в дальнейшем и к снижению их стоимости.
Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с каждым потребителем, который к нему обратится.
Каков статус гарантирующего поставщика (далее – ГП) Чем ГП отличается от обычной энергосбытовой компании, в чем его преимущества?
Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с каждым потребителем, который к нему обратится.
ГП занимаются реализацией энергии и мощности конечным потребителям по договорам снабжения, осуществляют расчеты, выписывают счета, взыскивают задолженность, принимают оплату за поставку. Гарантирующие поставщики электроэнергии – это компании, осуществляющие фактически функцию «единого окна» для потребителей. Многие ГП ведут дополнительную деятельность.
Перспективы развития электроэнергетики
По мнению В. В. Витрянского, альтернативой критерию неплатежеспособности явлется критерий неоплатности, когда должник может быть признан банкротом только в том случае, если общая сумма его -кредиторской задолженности превысит стоимость его имущества.
Полученные в процессе приема функций ГП по указанным регионам положительные результаты доказывают компетентность сетевых организаций в вопросах работы с потребителями электроэнергии и высокий уровень ответственности.
Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Вып. 6 : сб. науч. ст. / Санкт-Петербург. гос. ун-т, Юрид. фак. ; под общ. ред. В. Ф. Попондопуло и Д. В.
Процедура смены гарантирующего поставщика публична. Информация о смене гарантирующего поставщика публикуется в местных печатных изданиях, размещается в пунктах приёма платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет.
Конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика организуется и проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика (или, в особых случаях, при наличии задолженности регионального и местных бюджетов перед гарантирующим поставщиком, – федеральным органом исполнительной власти).
Поставка электроэнергии населению осталась в компетенции уполномоченных государственных органов. То есть, электроэнергия будет поставляться населению по тарифам, установленным региональными энергетическими комиссиями в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной службой по тарифам.
N 861, отношения по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором или субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе. В этом случае права и обязанности в отношениях по оперативно-диспетчерскому управлению возникают непосредственно у такого потребителя.
Гарантирующий поставщик электроэнергии – это регулируемый государством энегосбыт, он обязан заключить договор с любым обратившемся к нему потребителем в рамках его зоны деятельности. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются, то есть они не могут конкурировать друг с другом.
Гарантирующие поставщики
Гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика. Данная обязанность гарантирующего поставщика призвана исключить возможность ситуации, когда все поставщики отказались от заключения договора с потребителем.
Замечу, что даже в англо-саксонской правовой системе, где судебный прецедент является основой правовой системы (т.е. законы не могут быть использованы, пока их положения не разъяснены судами), если норма закона противоречит норме прецедента, то используется положение закона.
Данный законопроект был внесен в Государственную Думу еще в 2013 году и до 28 декабря 2014 года находился на рассмотрении ответственного комитета. Субъектом права законодательной инициативы выступила Курская областная Дума.
В большинстве случаев суды, которые использовали вышеуказанную позицию для разрешения спора не в пользу потребителя, цитировали единственную формулировку Президиума ВАС РФ «Данный показатель связан с тарифом, но является техническим, который стороны вправе согласовать в договоре», на основании которой и строилась вся аргументация таких судов.
В дальнейшем назначение гарантирующего поставщика будет происходить по конкурсу. Это необходимо для обеспечения конкуренции за потребителей электрической энергии, повышения качества обслуживания и сокращения издержек. Конкурс предполагается проводить каждые три года.
Эта процедура проводится публично. Сведения о смене поставщика публикуется в местных печатных СМИ, размещается в пунктах по приему платежей, в Интернете (в том числе на порталах отраслевых ведомств, а также их региональных представительств). При изменении гарантирующего поставщика потребители-юрлица должны заключить договоры с новым ГП.
Деятельность Гарантирующего поставщика регулируется уполномоченным региональным органом власти и Федеральной антимонопольной службой (ФАС России). В компетенции регуляторов входит: — утверждение тарифного меню и сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков; — контроль соблюдения Гарантирующими поставщиками установленных финансовых коэффициентов и условий осуществления деятельности. Он предполагает трансляцию закупочной цены и стоимости передачи с установленной надбавкой. Здесь следует сказать еще об одном требовании, предъявляемом к гарантирующему поставщику электроэнергии, -это информирование потребителей об уровнях нерегулируемой стоимости по ценовым категориям. Их всего шесть.
Знакомство с понятием гарантирующего поставщика электроэнергии
Таким образом, перед применением судебной практики в первую очередь необходимо изучить все обстоятельства дела и действовавшие на тот период нормативные правовые акты, в условиях которых было принято решение суда, выводы которого планируется использовать в качестве судебной практики и применения ее к рассмотрению текущего дела в качестве мотивировки своего решения.
Число регионов России, где сетевые компании стали гарантирующими поставщиками электроэнергии, достигло восьми и будет расти.
Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или публичным договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Правовые позиции Верховного суда РФ
В соответствии с данными, предоставленными порталом потребителей электроэнергии «Потребим», наиболее крупными и эффективными Гарантирующими поставщиками являются: ПАО «Мосэнергосбыт», АО «Петербургская сбытовая компания», ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Новосибирскэнергосбыт», ОАО «Татэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт», ОАО «Оборонэнергосбыт» и др.
Неисполнение требований, предусмотренных законодательством и отраслевыми нормативными актами, влечет лишение компании статуса гарантирующего поставщика электроэнергии.
В случае его победы именно валовая выручка, с учетом индексации, будет принята при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на трехлетний период. Если победитель очередного конкурса не выявлен, действующий гарантирующий поставщик продолжает осуществлять свою деятельность.