Стороны социального партнерства в сфере труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стороны социального партнерства в сфере труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий, возникших на переговорах.

Они заключают коллективные договоры и соглашения, создают органы социального партнерства, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию.

Социальное партнерство и его формы

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти. У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Это всегда двусторонние акты. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Работники и работодатели реализуют свои полномочия как социальные партнеры через своих представителей.
Для взаимодействия социальных партнеров на самом высоком уровне (образование РТК, заключение генерального соглашения и т.п.) выделяется особый вид объединения работодателей — общероссийское.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них.

В последние годы приобретает актуальность еще один вид представительства. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления трудовые отношения с руководителем организации-должника прекращаются.

Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ не более 30 человек от каждой из сторон.

Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

На локальном уровне образуется комиссия из представителей работников и работодателя для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

В России во многом схожие функции выполняют, согласно ст. 35 ТК РФ, такие органы социального партнерства как комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

ФОРМЫ И УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА

Социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Идея сотрудничества между основными классами общества возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Идея сотрудничества между основными классами общества возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости.

Формы социального партнерства — это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых отношений.

Государство как субъект социально-партнерских отношений выступает одновременно в двух ролях: как носитель публичной власти и как социальный партнер.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Они отстаивают интересы соответственно государства, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ). Равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений). Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Регламент в новой его редакции позволяет привлекать к участию в заседаниях Национального совета представителей заинтересованных сторон, тем самым, содействуя широкому общественному обсуждению рассматриваемых на совете вопросов.

Представительство общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации в составе сторон РТК определяется каждым из субъектов социального партнерства самостоятельно в соответствии с законодательством РФ и уставами соответствующих объединений.

На основе в целом схожих правовых принципов и в России, и в Беларуси функционирует не во всем совпадающая, но близкая по сути система организационно-правовых механизмов, призванных обеспечивать социальный мир и стабильность в сфере труда на основе равноправного двух- или трехстороннего взаимодействия участников коллективных трудовых отношений.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, заключения и организации контроля за их исполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон создаются комиссии из их представителей.

Руководитель организации от имени работодателя имеет право принимать решения, подписывать коллективный договор. Это не исключает возможности делегирования им части полномочий другим лицам, привлечения к участию в коллективных переговорах специалистов, руководителей структурных подразделений и т.п.

В процессе коллективных переговоров профсоюзы могут проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в нерабочее время без нарушения производственной деятельности и законодательства.

Система социального партнерства в сфере труда

Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда в рамках социального партнерства.

Для разрешения коллективного трудового спора применяются примирительные процедуры, то есть рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т.е. регулирует нормами права эти отношения.
При разрешении спора в суде в его урегулировании, в том числе и выработке условий мирового соглашения между сторонами, могут участвовать надлежащие уполномоченные представители работодателя и работников Коршунова Т.Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. №11. С. 26.

Уровни, формы и органы социального партнерства

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров.
Переговоры заканчиваются созданием проекта коллективного договора или соглашения. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся предложения сторон для устранения разногласий и срок возобновления переговоров.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

§ 2. Основные принципы социального партнерства в сфере труда

Повышение роли и значения социального партнерства как способа регулирования трудовых отношений потребовало укрепления и расширения его правовой основы. В результате в ТК РФ впервые включен развернутый раздел II «Социальное партнерство в сфере труда».

Некоторые вопросы по применению норм трудового права, изданию локальных актов решаются после проведения консультаций с представительными органами работников. Эти консультации позволяют сторонам социального партнерства согласовать свои позиции и прийти к взаимно устраивающим всех решениям, не прибегая к таким крайним мерам, как забастовка, приостановка работы, массовые увольнения.

Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *