Прямое и опосредованное действие конституционных норм учебник

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямое и опосредованное действие конституционных норм учебник». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституция (основной закон) используется, в частности, физическими и юридическими лицами для осуществления их прав. Ее соблюдение означает, что поведение участников конституционно-правовых отношений должно соответствовать нормам основного закона и не выходить за эти пределы.

Основными же элементами реализации можно назвать: «использование права», «исполнение обязанностей», «соблюдение запретов», «применение законодательства». М.К. Маликов называет дозволение, обязывание и запрет способами правового регулирования. Л.С. Явич считал, «что соблюдение и исполнение, использование и применение Конституции – это способы (средства) ее реализации» [1]. При этом Л.С.

Схема 2. Этапы конституционного развития России.

Поскольку Конституция – это нормативный акт, то формы ее реализации аналогичны формам реализации иных нормативно – правовых актов.

К. Советское право как логическая система. М , 1978, С. 178; Копейчиков В.В. Конституция развитого со­ циализма: теоретические основы, сущность, функции. Киев, 1979, С.21. 7 o i ношении м/ Иными слонами его квазинормы, Iнк как лишены самостоятельного регулмI ииною характера.

В характеристике Конституции РФ автор ис­ ходит из того факта, что в ней отражена воля народа России, выраженная на референдуме 12 декабря 1993 г., приобретшая таким путем каче­ ства государственной воли, обязательность и властность. Конституционное регулирование на­ целено на установление исходных начал для общественных отношений поведения людей.

Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.

Тема: прямое действие конституции российской федерации

Достойно сожаления то, что ни Президент, ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не проводят официального анализа практики реализации Конституции. А ведь это могло бы помочь в налаживании правильных путей ее реализации .

Одновременно они охраняют общественные отношения, провозглашая цели общественного развития, выступают в качестве своеобразного нормативного ориентира. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя, статус РФ и ее субъектов, статус Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства выражены в учредительной функции.

Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.

Этот подход находит отклик и в современной российской литературе. «Конституция и конституционное право носят надотраслевой характер…» — подчеркивает Н.В.

Применение происходит в правомерной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, цель которых – разрешить определенное дело.

Поскольку для конституционно-правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституционно-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается главным образом посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного, процессуального и др.).

Система обеспечения (гарантирования) Конституции РФ в деятельности органов публичной власти и должностных лиц состоит из двух блоков, включающих в себя меры, направленные на профилактику конституционных нарушений и на упрочение конституционности.

Причем у суда есть определенное преимущество по сравнению с законодательством в оперативности приведения правопорядка в соответствии с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права.

Обеспечение и социальный механизм действия и реализации конституции

В учебной литературе конституционное право определяется как отрасль права. В связи с чем, указывается, что специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ, однако, считает, что, если в суде, в том числе Верховном, возникает вопрос о конституционности правовой нормы, суды должны обязательно обращаться в Конституционный Суд РФ, ибо устранение неконституционного закона (нормы) из правовой системы не может быть достигнуто путем разъяснения (в том числе Пленумом Верховного Суда РФ).

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Пример тому — длительные споры некоторых судов с органами Министерства обороны РФ о применении ч. 3 ст. 59 Конституции РФ об альтернативной гражданской службе, заменяющей воинскую обязанность, до принятия соответствующего закона в 2002 г.

Например, путем трактовки ряда норм Конституции РФ сделан вывод о наличии в стране особого вида государственной власти — президентской власти.

Далее, следуя за объектом конс ти­ туционного регулирования, автор отмечает труппы норм конституции, обращенные к правам и сво­ бодам человека и гражданина, федеративному ус т ройству РФ, государственной власти, основам ме­ стного самоуправления.

Отдельные из них, по мнению ряда авторов, несмотря на большое значение, не могут быть признаны нормами права.

В частности, в ст. 18 Конституции говорится, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

О. Л у ч и н КОНСТИТУЦИОННЫЕ Н О Р М Ы к1 и si ПРАВООТНОШЕНИЯ Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

В оценке П.д.к. следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой.

Обеспечение П.д.к. возложено и на Конституционный Суд РФ, который уделяет большое внимание этому направлению своей деятельности.Лучин В.О.

Обычно реализация конституции рассматривается главным образом и преимущественно в аспекте осуществления конституционных норм, выступающих в качестве правил поведения, в рамках конституционных правоотношений. Такой подход явно недостаточен, ибо конституционные установления не исчерпываются конституционными нормами.

Прочитайте страницы учебника, посвященные Татьяне Лариной (с.234 – 236) «Как изменилася Татьяна» по мнению литературоведа?

ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ — ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти.

Характеристика особенностей конституционных норм, оценка их нормативности, функционального назначения позволяет пе­рейти к рассмотрению их структуры.
Охрана конституции — это организация и деятельность специального органа, призванного в установленных законом формах и процедурах осуществлять конституционный контроль (надзор) за соответствием конституции прежде всего действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов.

Опорный конспект можно использовать как при ответах на семинаре, так и при написании всевозможных контрольных, зачётов, экзаменов. Вопросы: Понятие, предмет, методология и источники науки конституционного права. Конституционное право как учебная дисциплина. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права.

Гарантия реализации конституционно-правовых норм — их конкретизация, смысл которой заключается в том, чтобы способствовать реализации общей нормы посредством принятия норм более конкретного характера.

По некоторым актам, необходимым для реализации Конституции, выявилась ситуация, когда заложенный в Основном Законе демократический вариант правил наталкивается в жизни на сложность их применения в таком виде, а то и вообще ни о каком применении Конституции не идет речи. Отсюда возникает проблема нереализации Конституции или односторонней ее реализации.

7.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Нл (драницах журнала систематически в научнопуПмици» 1Ичоской форме будет рассказываться о том, какими примами обладают российские граждане и как пни MOiyi ими воспользоваться в той или иной ж и з­ ненной ситуации.

В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела. В настоящее время для российского общества актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Особого внимания заслуживает положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод, которые в соответствии со ст. 18 Конституции РФ являются непосредственно действующими.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *