Материальная ответственность водителя за автомобиль перед работодателем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная ответственность водителя за автомобиль перед работодателем». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Осознанный умысел доказывается в суде, где определяется его вид, прямой или косвенный. Первый вид характеризуется явным пониманием происходящего и желанием нанести урон собственнику автотранспорта.

В Трудовом кодексе РФ понятие умысла не определено. Определения различных форм вины наиболее полно разработаны в рамках уголовного права. Уголовный кодекс РФ подразделяет умысел на прямой и косвенный.

Какой ущерб возмещает водитель?

Для того, чтобы работник был финансово наказан, руководитель обязан доказать и сформулировать перечисленные требования. Существуют общие правила определения ограниченной и полной материальной ответственности. Если трудовое соглашение заключено с учетом ограничений, то взыскать ущерб можно только в течение месяца со дня происшествия и не больше, чем средний заработок за месяц.

Если водитель нанес ущерб третьим лицам, например, при ДТП, то руководитель обязан его выплатить, а затем в течение года взыскивать из заработка виновного.

Спасибо еще раз, и за ст.293 спасибо — учту на будущее в обязательном порядке проверять составы нарушений.

Имел ли водитель соответствующую специальность и квалификацию, позволяющую ему «»выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации»? Предоставлена ли водителю инструкция по эксплуатации?
А вот на какой момент должен быть определен средний заработок работника-водителя — на время причинения ущерба, на время его обнаружения либо на время его взыскания, — из закона неясно. Не содержит каких-либо разъяснений по данному вопросу и Постановление Пленума № 52. Судебная практика определения размера среднего месячного заработка работника различна.

Водитель автомобиля (всех указанных разрядов) осуществляет управление транспортными средствами и поддерживает их функционирование: заправку топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью; проверку технического состояния автомобиля; устранение возникших во время работы мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.

Дополнительным обстоятельством, подлежащим доказыванию в данной категории споров, является состояние опьянения водителя. Надлежащим доказательством состояния опьянения признается соответствующий акт освидетельствования, составленный на момент причинения ущерба.

Ответственность водителя включает не только материальная ответственность водителя за автомобиль и груз, но и административную, уголовную и гражданскую ответственность физического лица.

Работодатель, как правило, возлагает на работника всю полноту ответственности за машину. Данное соглашение имеет несколько особенностей:

  • Максимальный ущерб представляет собой цену за машину. Как сказано выше, работодатель должен поставить сотрудника в известность о стоимости машины. Это основное условие соглашение, иначе его нельзя будет назвать добровольным;
  • Необходимо оговорить порядок возмещения ущерба. Обычно ущерб компенсируется из зарплаты работника. Это делается путем удержаний определенного процента от заработка. Они осуществляются до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме. Условия компенсации также должны быть известны водителю и он должен согласиться с ними;
  • Срок действия соглашения является одним из основных его условий. Данное условие означает период, в течение которого водитель будет нести обязанность по возмещению;
  • Умышленное повреждение. Работник обязан поддерживать машину в отличном техническом состоянии, проходить регулярные осмотры. Если этого не делать, что авто может попасть в ДТП и вина за его повреждение или уничтожение должна быть возложена работодателем на сотрудника.

По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора.

Если автомобиль застрахован по ОСАГО, то разницу в покрытии взимают с виновника. Если заработка за месяц недостаточно, при отсутствии компромисса, дело рассматривается в судебном порядке. Суд может назначить возмещение ущерба в случае, когда виновник уже уволился с предприятия.
При наличии опьянения наступает полная материальная ответственность за проступок, невзирая на наличие или отсутствие умысла.

В то же время подчиненный несет ответственность за сохранность вверенного ему имущества. Полнота возмещения вреда, причиненного из-за умысла (бездействия) работника, зависит от многих факторов.

Таким образом работодатель страхуется и обеспечивает большую ответственность сотрудника. Ведь после составления соглашения он будет более бережно и аккуратно относиться к грузу.

По общему правилу, отвечать за вред, причиненный транспорту нанимателя, водитель будет только в размере своей среднемесячной зарплаты (ТК РФ, ст. 241).

При вынесении административного или иного наказания любым государственным органом должна быть отражена причинно – следственная связь между проступком водителя и наступившими финансовыми потерями владельца (руководителя) ТС. Одновременно устанавливается размер взыскания и способы его возмещения.

Подтверждает это положение и судебная практика. В ходе неоднократных судебных разбирательств нанимателям указывалось, что договор о полной материальной ответственности водителей не соответствует требованиям трудового законодательства.

При вынесении административного или иного наказания любым государственным органом должна быть отражена причинно – следственная связь между проступком водителя и наступившими финансовыми потерями владельца (руководителя) ТС. Одновременно устанавливается размер взыскания и способы его возмещения.

Существует ли полная материальная ответственность водителя? И если да, то в каких случаях она наступает? Вопрос непростой, давайте разбираться.

Вы указали сами, что нет акта передачи ТС водителю. Следовательно, не задокументировано техническое состояние ТС. Вполне возможно, что оно уже не было исправным в момент передачи. И еще — по поводу ст. 293 УК РФ — время не тратьте. Будет отказ.

Огромное спасибо. Но я все же рискну в плане Искового заявления. Риск дело благородное! В общем как все завершиться напишу итог дела. Всем заранее мерси.

Если автомобиль застрахован по ОСАГО, то разницу в покрытии взимают с виновника. Если заработка за месяц недостаточно, при отсутствии компромисса, дело рассматривается в судебном порядке. Суд может назначить возмещение ущерба в случае, когда виновник уже уволился с предприятия. Если же гражданин продолжает трудиться, то взыскание недостающих сумм производится в течение года из заработной платы.

Наличие такого «акта» при отсутствии установленной законом возможности заключения договора о полной материальной ответственности, скорее всего, будет истолковано судом не в пользу работодателя — это же прямое доказательство того, что работодатель возлагает на работника не предусмотренные законом обязанности.

Материальная ответственность сторон трудовых правоотношений, в частности работников, — один из видов имущественной юридической ответственности. Общие правила об объеме, случаях и порядке привлечения работников к ответственности, условиях ее ограничения и особенностях содержатся в гл. 39 ТК РФ.

Какой договор может быть заключен между сторонами?

Речь идет, например, о Письме Федеральной службы по труду и занятости от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1. Формально-юридически и судебная практика, и подобные разъяснения в форме писем не являются источниками права и не подлежат принудительному исполнению, однако учитываются при разрешении судами конкретных споров.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 244 ТК РФ).

Трудовой договор должен содержать не только указание на управление транспортным средством, но включать перечень должностных обязанностей. Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.

Автомобиль является не только средством передвижения и источником опасности, но и обладает достаточно большой денежной стоимостью.

V. Случаи привлечения работников-водителей к полной материальной ответственности

В его положениях необходимо четко определить границы ответственности за автомобиль каждой из сторон договора. При этом необходимо помнить, что заключение соглашения, подразумевающего полную материальную ответственность водителя, является нарушением трудового законодательства.

Предприятия, учреждения, организации, у которых на балансе есть машины и другие транспортные средства, стараются всеми доступными способами возложить ответственность за их эксплуатацию на водителей в виде специального договора. Поэтому такое понятие, как материальная ответственность водителя автомобиля требует детального рассмотрения, а особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ.

Общее правило об ограничении размера материальной ответственности, установленное положениями ст. 241 ТК РФ, в полной мере применяется к работникам-водителям. В пределах месяца со дня окончательного установления работодателем размера ущерба, причиненного работником, взыскание суммы ущерба может быть осуществлено по распоряжению работодателя.

Интересно знать, что действующее законодательство не предусматривает взыскание с водителя, допустившего повреждение автомобиля работодателя, морального ущерба в пользу последнего.

Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

А вот на какой момент должен быть определен средний заработок работника-водителя — на время причинения ущерба, на время его обнаружения либо на время его взыскания, — из закона неясно. Не содержит каких-либо разъяснений по данному вопросу и Постановление Пленума № 52. Судебная практика определения размера среднего месячного заработка работника различна.

Типовая форма договора полной материальной ответственности предусмотрена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Работодатель может включить в типовую форму дополнительные условия или отдельные обязанности для сотрудника или использовать собственную форму договора. Издавать приказ по организации при этом не нужно.

То есть работник должен либо прямо хотеть наступления вреда, либо относиться к этому легкомысленно. Это принципиально важное условие. Именно наличие умысла и обуславливает обязанность по возмещению или ее отсутствие. В этом смысле следует указать несколько условий:

  • Работник прямо желал повреждения имущества;
  • Легкомыслие означает несоблюдение правил дорожного движения, игнорирование неисправности автобуса.

Однако стоит отметить, что в этом случае полностью финансово отвечать сотрудник будет только за вверенные ему ценности, а ситуация с материальной ответственностью за автомобиль останется прежней.

Исходя из этих двух факторов, в юридической и законодательной практике появилось такое понятие, как материальная ответственность за автомобиль.
Трудовой кодекс. Это основоположный нормативный акт, который регулирует все отношения, возникающие между работодателем и лицом, работающим на предприятии, учреждении, организации.

Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.

Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит.

Обязанности и ответственность водителя экспедитора.

Коллективная материальная обязанность является сложным механизмом действующего трудового законодательства.

Таким образом, даже факт признания водителя виновником ДТП и вынесения соответствующего постановления уже является основанием для взыскания с него ущерба в полном размере.
Например, по делу № 2-1512 областное государственное унитарное предприятие «Автоколонна № 1700» 18 июня 2003 года обратилось в порядке регресса с иском к водителю Е. о возмещении ущерба в размере 96763,2 руб., причиненного при исполнении трудовых обязанностей, и совершении им 31 декабря 2002 года дорожно-транспортного происшествия (к административной ответственности не привлекался).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *