Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые расчеты за коммунальные услуги». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Необходимо также учесть, что переход на прямой Договор влечет за собой изменение Договора управления с управляющей организацией. Речь идет об исключении функций сбора коммунальных платежей и передаче этих функций от УК к РСО.
Решено ввести новую модель отношений по снабжению многоквартирных домов коммунальными ресурсами и обеспечению потребителей коммунальными услугами.
Содержание:
Посмотреть краткое содержание предыдущих выпусков
По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.
Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:
- увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан; - упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
- наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.
Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Согласно ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 30.06.2015, решением общего собрания можно было изменить порядок внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД.
В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК.
С учетом сложившейся судебной практики возникающий небаланс оставался в зоне ответственности управляющих компаний. Суды мотивировали свою позицию тем, что управляющие компании не проводят необходимых мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности и не осуществляют должного контроля показаний индивидуальных приборов учета собственников.
Мнение экспертов о переходе на прямые договоры
С них снимается часть нагрузки, и что особенно важно, УК больше не требуется вести работу с должниками за коммунальные услуги. Если потребитель платит напрямую РСО, то она и будет заниматься процедурами взыскания.
Перейти на систему прямых договоров можно после решения общего собрания собственников или при одностороннем расторжении договора со стороны ресурсоснабжающей организации из-за зафиксированной судом двукратной задолженности управляющей компании. О расторжении такого договора уведомляются собственники и орган государственного жилищного надзора.
Аналогичное решение могут принять члены ТСЖ или кооператива (п. 6.3 ст. 155 ЖК РФ). При этом внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед управляющей организацией.
Во-вторых (отчасти это последствия первой причины), исполнитель КУ полученные за коммунальные услуги денежные средства часто использует для собственных нужд, компенсации собственных расходов, покрытия собственных издержек.
Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.
Если ЖКХ накопила за 2 месяца долги за коммунальные ресурсы, администрация не справляется со своими обязательствами, переход происходит по инициативе собственников недвижимости или РСО.
Исключение 3. Собственники нежилых помещений в МКД могут заключить договор ресурсоснабжения непосредственно с РСО и, соответственно, производить оплату за потребляемые коммунальные ресурсы непосредственно в РСО.
Организации снабженцы заполняют сети ресурсами, в их обязанности входит доставка продукции до точки потребления.
В рамках утверждённой законодательством концепции РСО поставляет исполнителю КУ коммунальный ресурс и предъявляет к оплате стоимость этого ресурса.
Как видим, решающее слово в переходе на прямые расчеты принадлежит потребителям коммунальных услуг (инициатива может исходить от любого лица): исполнитель и РСО обязаны подчиниться их воле и внести соответствующие коррективы в свои взаимоотношения. Исполнитель коммунальных услуг не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежей непосредственно РСО.
Из-за роста неплатежей за энергоресурсы ресурсоснабжающие организации нередко инициируют прямые расчеты с потребителями. Причины очевидны: исключить из платежной цепочки управляющую организацию, которая собирает плату за коммунальные услуги с потребителей.
Принять подобное решение потребители вправе в любой момент, оговорив дату, начиная с которой плата за коммунальные услуги вносится РСО (см. п. 64 новых Правил предоставления коммунальных услуг). В отсутствие специальных указаний в п. 1 ст. 46 ЖК РФ данное решение принимается простым большинством голосов собственников помещений (членов ТСЖ), присутствующих на собрании.
Согласно жилищному законодательству порядок оплаты коммунальных услуг в МКД зависит от выбранного способа управления.
Прямые расчеты – способ внесения платы за коммунальные услуги потребителем, который несет обязательства по соответствующей оплате перед управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, и не влечет возникновения договорных отношений между потребителем и РСО.
16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО
Во-первых, суд нашел вполне законной ситуацию, в которой по решению общего собрания собственники помещений вносили плату (в том числе за коммунальные услуги на ОДН) напрямую РСО, а последняя, действуя на основании решения общего собрания и договора ресурсоснабжения, вела лицевые счета, выставляла платежные документы собственникам помещений.
Во-вторых, суд посчитал, что при условии принятия общим собранием решения о переходе на прямые расчеты РСО должна взыскивать долги за коммунальные услуги с собственников помещений, а не с управляющего МКД (Постановление от 06.04.2015 № Ф03-950/2015). Представляется, что такой подход идет вразрез с положениями жилищного законодательства.
В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.
Именно поэтому обязательство между РСО и УК (ТСЖ) также остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса.
Однако неправильные действия РСО, равно как и управляющей организации, ТСЖ, могут повлечь административную ответственность и иные финансовые риски.
Как быть со сверхнормативными объемами и небалансом в части ОДН?
При заключении такого соглашения услуги ЖКХ могут оплачиваться напрямую, без участия управляющей организации. Плюсы и минусы такого подхода будет рассмотрен в этой статье отдельным пунктом.
При наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице УК или ТСЖ, в случае принятия общим собранием решения о внесении платы РСО потребители вправе вносить плату за коммунальные услуги непосредственно РСО либо через указанных ею платежных агентов или банковских платежных агентов (п. 64 новых Правил предоставления коммунальных услуг).
РСО дано право, односторонне расторгнуть договор с УК, если имеется судебный акт, признающий задолженность перед организациями, снабжающими ресурсами жителей домов.
Переход из одного управления в другое происходит в правовом порядке. Закон регламентирует финансовые операции между поставщиками и потребителями. Поставка ресурсов является потребительским рынком и находится под контролем государственных структур.
Гражданам предстоит:
- проводить оплату разным адресатам;
- проверочные мероприятия могут выявить ошибки, предстоит перерасчет, которого добиться во многих случаях трудно.
Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.
Новый законопроект позволяет РСО в обязательном порядке переводить многоквартирный дом на прямые договоры, если управляющая компания не платит за потребленные ресурсы больше двух месяцев. Если долгов нет, инициативу вправе проявить жильцы, а поставщики ресурсов должны будут обеспечить реализацию прямых расчетов в трехмесячный срок.
При этом решение по вопросу считается принятым, если «за» проголосовало большинство собственников из числа лиц, принимающих участие в общем собрании.
Добавим, что ни ЖК РФ, ни подзаконные акты не ограничивают право потребителей на прямые расчеты с РСО в ситуации, когда отдельные коммунальные услуги производятся исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД.
Провести общее собрание собственников помещений МКД на котором вынести вопрос: «Изменение порядка внесения платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), путем оплаты непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».
При этом стоимость жилищных услуг устанавливается самими потребителями, и в подавляющем числе случаев тариф установлен в размере, обеспечивающим работу исполнителя с минимальной рентабельностью, а то и вообще не покрывающим издержек исполнителя.
При этом плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, вносится исполнителю даже при наличии прямых расчетов с РСО.
Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления.
Получение всего объема средств пойдет на пользу и ресурсовикам. Они смогут выделять больше денег на модернизацию сетей, в результате чего повысится качество предоставляемых потребителям услуг. Далее в статье мы приведем мнения руководителей крупных РСО и экспертов.
Поэтому, очевидно, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Значит, получив от жильцов протокол с решением о заключении договоров напрямую с РСО, исполнитель не обязан предпринимать никаких действий.