Ответственность экспедитора за утрату груза 2019

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность экспедитора за утрату груза 2019». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Постановление содержит ряд ключевых разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, приведем их.

Законодательством не установлена обязанность передачи собственником экспедитору поврежденного груза, условия возврата и передачи груза стороны сделки должны установить самостоятельно при заключении договора (или заключения к нему дополнительного соглашения).
Как происходит подписание договора о полной индивидуальной материальной ответственности с генеральным директором ООО, учредителем которого является единственное физическое лицо?

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Гражданское право: Учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.В. Гутников и др.; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т. 2. С. 267.

Иванова А.И. Подводные камни договора транспортной экспедиции // Административное право. 2011. N 1. С. С. 47.

Для начала дадим определение этим понятиям. Утрата груза – это невозможность перевозчика (экспедитора) выдать груз получателю по истечении установленного срока доставки. При недостаче груза имеет место утрата какого-либо количества груза, представляющего собой однородную массу (каменный уголь, зерно и т.п.).

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Это означает, что экспедитор будет нести ограниченную ответственность перед клиентом в пределах, установленных для перевозчика в ст. 796 ГК РФ.

И в этих обстоятельствах перевозчику будет отвечать перед владельцем, согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта. Однако в такой ситуации следует сразу же зарегистрировать соответствующее заявление в правоохранительных органах.

Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом.

Экспедиторы – это лица, на профессиональной основе занимающиеся деятельностью по перевозке грузов по заданию заказчика на основании условий договора транспортной экспедиции, заключаемого в порядке, предусмотренным в Главе 41 ГК РФ.

Если таковая отсутствует, цена определяется исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения (п. 6 ст. 7 Закона).

Ответственность перевозчика за утрату груза

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.07.2009 N Ф03-2904/2009 по делу N А51-10112/2008// СПС «Консультант плюс».

Конкретный перечень возможных ситуаций, которые покрываются полисом страхования ответственности, зависит от индивидуальных условий договора.
Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Постановление).

Страховщик не возместит убытки при возникновении ответственности экспедитора за утрату, повреждение груза, просрочке его доставки и др., если страховой случай произошел в результате:

  • военных действий, гражданской войны;
  • изъятия груза по распоряжению государственных или муниципальных органов;
  • воздействия радиационного излучения;
  • мошеннических, преступных действий со стороны страхователя либо привлеченных им агентов и субподрядчиков;
  • транспортировки товаров либо в ходе осуществления погрузочно-разгрузочных работ, совершенных работниками страхователя, находившимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Но стороны договора транспортной экспедиции не могут уменьшить ответственность экспедитора по сравнению с установленной действующим законодательством либо устранить ее. Любые соглашения об устранении ответственности экспедитора или уменьшения ее ничтожны (п. 2 ст. 11 Закона).

Также ответственность может наступать и не вследствие нарушения лицом, осуществляющим перевозку соответствующего договора.

Одним из основных квалифицирующих признаков договора перевозки груза является обязанность перевозчика по «сохранной транспортировке груза».

Также ответственность может наступать и не вследствие нарушения лицом, осуществляющим перевозку соответствующего договора.

Перевозчик не правомочен требовать уплаты клиентом дополнительного вознаграждения за оформление проездного билета.

Данная статья посвящена проблеме оснований и размера ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции. Проанализированы характерные особенности возмещения убытков грузополучателям, либо грузоотправителям в гражданском процессе на основании судебной практики Российской Федерации.

За что отвечает перевозчик, грузоотправитель и экспедитор?

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А56-27385/2011 // СПС «Консультант плюс».

Страховая премия рассчитывается исходя из сведений, указанных в заявлении на страхование (риски, лимиты, стоимость перевозимых грузов, объемы деятельности, сведения о привлекаемых субконтракторах) и определяется на годовой основе без заявления страховщику сведений о конкретных перевозках.

Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Перевозчик может освобождаться от обязательств по компенсации материального ущерба, если он докажет, что частичная или полная утеря груза произошла из-за непреодолимых обстоятельств (форс-мажора). Чтобы исключить разногласия во время разбирательств подобных конфликтов необходимо в контракте чётко прописать общую ценность перевозимого груза. По общему правилу экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого груза (ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Напротив, страхование ответственности экспедитора предполагает возмещение ущерба исключительно в ситуации, если в этом есть вина непосредственно экспедитора.

Важно! Страховая сумма может быть установлена в любом размере по соглашению сторон, но, как правило, представляет собой денежное выражение годового валового сбора фрахта экспедитора (то есть платы за перевозимый груз).

Она лежит на нем в течение всего периода от его передачи грузоотправителем до его перехода к грузополучателю.

Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции в зависимости от оснований, субъекта ответственности и воли сторон может быть различной. По общим правилам об ответственности нарушившая сторона должна возместить контрагенту убытки и уплатить неустойку.

В соответствии с общими положениями законодательства, регулирующего транспортно-экспедиционную деятельность, ответственность экспедитора и клиента строится на принципе полного возмещения причиненных убытков. При этом ГК РФ распространяет этот принцип на экспедитора, а Закон о транспортно-экспедиционной деятельности – не только на экспедитора, но и на клиента.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза только при наличии вины, которая презюмируется. Необходимость наличия вины здесь выражена в отрицательной форме словами: «если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело».

Такая ее разновидность устанавливается в тех случаях, когда негативные последствия наступили не вследствие виновных действий экспедитора, а из-за предпринимательского риска.

Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции.

Вы можете надежно застраховать свою ответственность при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности. Это позволит в будущем избежать серьезных финансовых потерь и минимизирует риски вашей компании.

Возмещению подлежит стоимость утраченного (поврежденного, испорченного) груза, а также, полностью или частично, плата за его перевозку, если она не входит в стоимость груза.

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. Кн. 4. С. 733; Кирилловых А.А. Транспортно-экспедиционная деятельность: нормативное регулирование и гражданско-правовая конструкция // Транспортное право. 2010. N 3. С.7; Жидкова М.В.

Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.

Отправитель может приостановить срок исковой давности, если направит претензию

Страхованием покрывается ответственность страхователя по любой причине, в том числе (но не ограничиваясь) в результате ошибок, упущений служащих страхователя и других лиц, которых страхователь привлек для оказания экспедиторских услуг.

Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. Единственное основание, при котором подобная ответственность для данного лица не предусмотрена, — это обстоятельство непреодолимой силы. При этом для него нужно доказывать наличие сразу двух свойств. Необходимо, чтобы оно было чрезвычайным, то есть носило экстраординарный характер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *