Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резер по долгам при налоге». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Общая сумма резерва в отчетном (налоговом) периоде не может превышать 10% дохода от реализации за указанный период, который определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ.
В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.
И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.
Содержание:
Когда инспекторы не смогут исключить долги из резервов
По общему правилу сомнительным долгом является любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая именно в связи с реализацией товаров (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ), под которой понимается передача права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Минфин России письмом от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72636 рекомендовал налогоплательщикам прописать в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно разработанный порядок формирования сумм создаваемых резервов.
Но при создании резерва в I квартале следующего года надо будет учитывать этот переходящий остаток.
Расчет предельной величины резерва по сомнительным долгам по-новому
Это положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков.
Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв.
В противном случае налоговые органы будут вправе контролировать цены по сделкам между ними (ст. 40 НК РФ), что может привести к неблагоприятным налоговым последствиям.
ООО «Полет» приняло решение с 1 января 2015 г. создавать резерв по сомнительным долгам. Это отражено в учетной политике общества. На 31 марта 2015 г. организация провела инвентаризацию дебиторской задолженности.
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.
Последнее необходимо для того, чтобы на момент инвентаризации дебиторской задолженности (30 июня, 30 сентября, 31 декабря) прошло более 90 дней и ее можно было бы включить в резерв в полном размере.
Резерв формируется ежеквартально по окончании каждого отчетного (налогового) периода до тех пор, пока долги не будут погашены либо списаны как безнадежные. При этом сумма увеличения резерва по сравнению с предыдущим периодом относится на внереализационные расходы, а сумма уменьшения — на внереализационные доходы (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Из этого определения есть несколько исключений:
- Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
- Не признается сомнительным долг, возникший:
Сумма сомнительной задолженности, просрочка по которой составляет менее 45 календарных дней, на величину резерва не влияет (п. 4 ст. 266 НК РФ).
При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
В соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ к сомнительным долгам относятся обязательства перед налогоплательщиком, не погашенные в сроки, установленные договором, и не обеспеченные залогом, поручительством или банковской гарантией. При возникновении таких долгов налогоплательщик имеет право создать резерв по сомнительным долгам.
При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
Создание резервов по сомнительным долгам можно использовать как инструмент налоговой оптимизации. Это позволит, во-первых, ежеквартально уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на 10% от выручки, а во-вторых, отсрочить уплату НДС на значительный срок.
Кто и зачем создает резерв по сомнительным долгам, какие проводки использовать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
Как учитывать резерв по сомнительным долгам
Решением арбитражного суда налогоплательщику в признании недействительным решения налогового органа было отказано. При этом суд указал, что штрафные санкции, а также задолженность по договору уступки права требования не могут учитываться при создании резерва по сомнительным долгам.
Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.
Действующее налоговое законодательство позволяет организациям, которые доходы и расходы в целях налогообложения по налогу на прибыль определяют методом начисления, создавать резерв по сомнительным долгам.
Российское налоговое законодательство содержит такие понятия, как сомнительный долг, безнадежный долг.
Если резерв использован не полностью
Вместе с тем согласно ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.
Сегодня рассмотрим тему: «новые правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете» и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в комментариях к статье.
Безнадежным долг признается в силу одной из следующих причин:
- По нему истек общеустановленный срок исковой давности, составляющий 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
- Обязательство по оплате стало невозможным для исполнения, в т. ч. вследствие возникновения следующих обстоятельств:
Исключительно налоговые резервы
При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.
В налоговом учете резервы сомнительных долгов выполняют функцию резервов предстоящих расходов. Цель формирования указанных резервов – снизить налоговую нагрузку организации, которая исчислила налог на прибыль методом начислений с реализованных товаров (работ, услуг) и уплатила его в бюджет, но оплату от покупателей не получила. Фактически организация для уплаты налога отвлекла собственные средства.
Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов).
Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.
Если нужно сформировать резервы по сомнительным долгам для управленческого учета, стоит принять во внимание не только просрочки оплат, но и финансовое состояние контрагентов. Как рассчитывать резервы для мелких и крупных клиентов, смотрите в решении «Системы Финансовый директор».
Вычислим предельную сумму резерва в размере 10% от величины выручки от реализации, получим 525 040 руб. (5 250 400 руб. х х 10%). Предельная величина больше рассчитанной суммы резерва (525 040 руб. > 218 600 руб.). Поэтому сумма резерва по сомнительным долгам будет равна 218 600 руб.
Компания избавит себя от частых расчетов, если выберет этот способ. Те, кто использует его, определяют размер отчислений в резерв по сомнительным долгам лишь раз в несколько лет.
Оптимизация налогообложения с помощью резерва по сомнительным долгам
Когда долг покупателя (заказчика) становится безнадежным, то он включается непосредственно в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. Если организация заранее сформировала под эту задолженность резерв, то безнадежный долг списывается за счет резерва.
При создании Организацией в бухгалтерском и налоговом учете резервов по сомнительным долгам могут возникать временные разницы.
Для налогоплательщиков – страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, не формируется резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов) (абз. 3 п. 1 ст. 266 НК РФ).
Как уже было сказано, за счет начисленного резерва необходимо списывать долги, признанные безнадежными. Если же резерв использован не полностью в отчетном периоде, остаток согласно п. 5 ст. 266 НК РФ разрешается перенести на следующий отчетный (налоговый) период.
К самой процедуре Минфин установил определенные условия. В процессе ревизии компании необходимо проверить, насколько обоснована задолженность, для которой нет никаких гарантий и которую не погасили в срок. Инвентаризацию проводят в конце отчетного периода (п. 3.54 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).
Положения настоящего пункта распространяются также на приобретенные банками права требования по кредитам, если обязательства по этим правам признаны безнадежными по основаниям, установленным настоящей статьей.